С 2018 года налоговая служба публикует сведения об организациях, которые раньше относились к налоговой тайне. Какие данные есть в свободном доступе и как ими пользоваться, чтобы обезопасить себя от неблагонадежных партнеров?
Федеральный закон №134-ФЗ внес поправки в налоговое законодательство, обязав ФНС делиться с общественностью ранее засекреченными данными: сведениями о среднесписочной численности, налоговых спецрежимах, задолженностях и нарушениях. Кроме того, с конца 2018 года в тестовом режиме запущен сервис “Прозрачный бизнес”, задуманный как помощник в выборе добросовестных контрагентов.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПУБЛИКОВАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ?
Данные, размещенные на сайте ФНС, позволяют проверить надежность потенциальных партнеров по ряду важных параметров. Даже если условия контракта все-таки будут нарушены и вам придется встретиться с контрагентом в суде, вы сможете доказать, что проявили достаточную осторожность. Налоговая служба рекомендует собрать для этого как минимум следующую информацию:
Личные данные руководителя и документальное подтверждение его полномочий.
Сведения о регистрации в ЕГРЮЛ/ИП, необходимых лицензиях и допусках.
Фактический адрес офиса, производственных и складских помещений.
Где все это найти и что еще можно проверить с помощью открытых информационных источников
Запросите выписку из ЕГРЮЛ/ИП. Соотнесите регистрационные данные с теми, которые вам сообщили (в том числе фактический/юридический адрес, имена директоров и учредителей). Все значимые данные из реестров, а заодно из списка субъектов малого и среднего предпринимательства собраны в бесплатном сервисе “Контрагенты” от Синапс.
Проверьте организацию в сервисе налоговой службы “Прозрачный бизнес”. Он позволяет выявить ряд нарушений, например, факт массовости адресов или учредителей.
Убедитесь, что руководителей компании-контрагента нет в реестре дисквалифицированных лиц (сведения из него также входят в отчет “Прозрачного бизнеса”). Людям из этого “черного списка ФНС” запрещено заниматься управленческой и предпринимательской деятельностью.
Изучите финансовые показатели партнера за последние несколько лет: какими активами располагает, есть ли долговые обязательства, каков размер уставного капитала. Проанализируйте динамику бухбаланса, обратите внимание на наличие задолженности по налогам и сборам. Все эти показатели можно найти в карточке организации в сервисе “Контрагенты”.
Обратите внимание на судебные тяжбы партнера: например, были ли к нему иски, связанные с нарушением обязательств по договорам. Это также легко сделать с помощью Синапс: в “Контрагентах” отображаются данные из картотеки арбитражных дел и реестра исполнительных производств.
Также сервис показывает статистику участия компании в госзакупках. Наличие в портфеле партнера успешно исполненных госконтрактов может служить косвенным признаком его добросовестности.